Логин:
Пароль:


Отчет о деятельности управления опеки и попечительства за 2017 год

Итоги деятельности управления опеки и попечительства

администрации Сургутского района за 2017 год.

Реализация государственных полномочий в сфере опеки и попечительства на территории муниципального образования Сургутский район осуществляется управлением опеки и попечительства администрации Сургутского района за счёт субвенций, выделяемых из бюджета автономного округа.

Органы опеки и попечительства выявляют, ведут учёт, защищают права, законные интересы и принимают меры по устройству детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, нуждающихся в установлении над ними и уже находящихся под опекой и попечительством граждан, осуществляют надзор за деятельностью опекунов, попечителей и организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в соответствии с действующим законодательством РФ.

  • Выявление и устройство детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая численность выявленных детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2 человека меньше показателя 2016 года. Также уменьшилось количество детей, оставшихся без попечения родителей по причине неисполнения законными представителями родительских обязанностей (16 детей – 2017 г., 24 ребёнка – 2016 г.). данный показатель свидетельствует о принятии своевременных мер, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Анализ численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных и учтенных органами опеки Сургутского района

Период

Всего выявлено и учтено

Детей-сирот

Детей, оставшихся без попечения родителей

% социального сиротства

2016

28

4

24

86

2017

26

10

16

62

Сокращение числа социальных сирот, которые становятся таковыми в силу отсутствия со стороны родителей ответственности за воспитание и образование собственных детей, остается первостепенной задачей как органов опеки и попечительства, так и других субъектов, отвечающих за работу с семьей. Работа с кровной семьей с целью сохранения для ребенка возможности жить и воспитываться в ней – архиважная задача, решение которой органами опеки ставится и на последующие годы.

К показателям оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в области реализации ими переданных отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству относится показатель доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетный период на воспитание в семьи граждан, от числа выявленных в отчетный период, выраженный в %. В отчетном году сохранен высокий показатель устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан (96 %).

Анализ показывает, что в последние годы достигнут высокий показатель устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. Сохраняется тенденция передачи детей в семьи граждан, не являющихся родственниками детей – сирот. Так 8 детей, оставшихся без попечения родителей переданы в замещающие семьи посторонних граждан (2016 – 8). Это свидетельствует о качественно организованной работе управления опеки и попечительства по пропаганде семейных форм устройства, высоком уровне профессиональной подготовки замещающих родителей.

Динамика семейного устройства детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, из числа впервые выявленных

Период

Выявлено и учтено на конец отчетного

периода

Устройство

Всего устроено в семьи

Остались не устроенными на конец отчетного периода

Усыновление

Опека

Приемная

семья

Возврат родителям

Учреждение

Выбыли по иным основаниям

2016

28

1

23

3

1

0

0

28

(100%)

0

2017

26

0

20

5

0

1

0

25

(96%)

0

Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях, и состоящих на учете в органе опеки и попечительства по состоянию на 31.12.2017 – 479 человек (2016 г. – 480 человек), Из них:

- дети, проживающие в семьях усыновителей – 231 (2016 г. – 227);

- дети, проживающие в семьях граждан (под опекой, попечительством) –180
(2016 г. – 182);

- дети, проживающие в приёмных семьях – 68 (2016 г. – 71).

В настоящее время государственная поддержка приемной семьи направлена на стимулирование приемных родителей к приему детей подросткового возраста, детей-инвалидов, братьев и сестер из многодетных семей, оставшихся без родителей, и детей, коренных малочисленных народов Севера, а также ориентирована на воспитание в приемной семье не менее трех приемных детей. На отчетную дату средняя зарплата приемных родителей на 1 ребенка, без выплаты надбавок (за «Д» учет, до 3-х лет, после 12 лет) составляет – 13 673 рубля и осталась на том же уровне, что и в 2016 году.

Управлением опеки и попечительства в 2017 году реализованы мероприятия, направленные на предотвращение возвратов несовершеннолетних из замещающих семей, популяризацию семейных ценностей:

  1. 4 обучающих семинара с замещающими родителями на которых присутствовало 174 человека.

  2. 3 собрания с замещающими семьями (посещаемость составила 160 человек).

  3. 4 мероприятия с участием замещающих семей. Количество участников - 268 человек.

Приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление.

Сравнительный анализ поставленных на учет усыновленных детей

  • Выявление и учет детей, права и законные интересы которых нарушены.

В соответствии с постановление Правительства ХМАО-Югры от 02.09.2009 № 232-п «О порядке организации на территории Ханты-Мансийского округа – Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены», в органы опеки направляется информация о детях, чьи родители своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию.

Число поступивших сообщений о нарушении прав детей

2016 год

2017 год

Сравнение

О выявлении детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию и развитию

245

207

84%

На 16% произошло уменьшение числа сообщений о выявлении детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, в 2017 году их количество составило 207 сообщений. Уменьшение количества сообщений произошло в связи с успешной реализацией мероприятий, направленных на своевременное информирование органов опеки и попечительства о детях о детях, чьи родители своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию, а также принятием органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мер, направленных на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761
«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», а именно: «введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями».

Информированность о семьях на ранней стадии неблагополучия даёт возможность комплексно помочь семье в решении проблем и обеспечить возможность ребёнку жить и воспитываться в кровной семье.

В 2017 году подготовлено и направлено 82 заключения о целесообразности организации профилактической работы с несовершеннолетними и законными представителями, которые были направлены в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для организации индивидуальной профилактической работы в отношении ребенка и его семьи (против 87 заключений в прошлом году).

В 2017 году уменьшилась численность родителей, лишенных родительских прав (ограниченных в родительских правах), проживающих на территории Сургутского района (12 человек – 2017г., 21 – 2016г.), из них – 6 родителей, состоящих на учете субъектов системы профилактики (14 – 2016г.)

  • Организация работы с совершеннолетними гражданами

Организация работы с совершеннолетними гражданами включает в себя вопросы защиты личных и имущественных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 31.12.2017 года состоит 131 человек, на 31.12.2016 год – 128); граждан, признанных в судебном порядке недееспособными (ограниченно дееспособными) - на 31.12.2017 г.– 95, что на 5 человек меньше, чем в аналогичный период прошлого года, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права (патронаж) на 31.12.2017 год – 3 человека, на 31.12.2016 год – 3 человека.

  • Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с распоряжением администрации Сургутского района от 18.03.2013 №56-р «Об определении уполномоченных органов» управление опеки и попечительства администрации Сургутского района определено уполномоченным органом по формированию и ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2017 год состояли 24 человека (2016 – 15 очередников).

По итогам 2017 года обеспечены жилыми помещениями 24 человека, из них:

2 очередника – из резерва квартир, приобретенных за счет средств 2016 года;

1 лицу – предоставлена квартира, ранее приобретенная для другого сироты (ныне умершего);

21 человек – за счет субвенций, направленных на приобретение жилья в 2017 году.

Таким образом, всем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, подлежащим обеспечению в 2017 году жилыми помещениями, переданы благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Всего в 2017 году на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа затрачено 37 110,2 тыс.рублей (2016 - 18 034,5 тыс.рублей).

  • Подготовка правовых актов главы района о выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних

Деятельность по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних регламентирована постановлением Правительства ХМАО-Югры от 12.10.2012 года №377-п «О порядке выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом, согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилых помещений подопечных и несовершеннолетних лиц в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Количество граждан, обратившихся в управление опеки и попечительства за получением консультаций по выдаче разрешений на сделки с имуществом несовершеннолетних, представлены в диаграмме в сравнении трех лет.

  • Организация оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2017 году за счет бюджетных ассигнований ХМАО-Югры было запланировано оздоровление 130 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оздоровлен 141 ребёнок указанной категории (2016 - 130 детей), из них:

100 детей - на базе Крымского детского оздоровительного лагеря-пансионата «им. А.В. Казакевича».

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29.01.2010
№25-п, опекунам, приемным родителям предоставлена возможность самостоятельно организовать отдых и оздоровление опекаемых и приемных детей, с последующей компенсацией понесенных расходов на приобретение путевок, а также проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно по фактической стоимости. В 2017 году таким образом оздоровлен 41 ребёнок.

В 2017 году сумма затрат на организованный отдых детей-сирот составила 6 900 000, 00 рублей, то есть 69 тысяч рублей на каждого ребёнка. Стоимость путевки составляет 35 тыс. руб., стоимость авиаперелета к месту отдыха и обратно для одного ребёнка составила 34 тыс. рублей. Исполнение к годовой сумме бюджетных ассигнований – 100%.

Выводы.

Проведенный анализ деятельности управления опеки и попечительства администрации Сургутского района за 2017 год позволяет сделать вывод о том, что работа осуществлялась в соответствии с планом. Задачи, поставленные перед управлением опеки и попечительства в текущем году, выполнены в полном объеме и за отчетный период удалось достичь положительного социально-экономического эффекта в следующих направлениях деятельности:

по работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации:

- выстроена система взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части незамедлительного информирования органов опеки и попечительства о нарушении прав детей, что позволило снизить количество родителей, лишенных родительских прав (ограниченных в родительских правах), сохранив для детейвозможность проживания в кровной семье;

по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- удалось сохранить утвержденный показатель устройства детей, указанной категории, в замещающие семьи (данный показатель удерживается на протяжении последних трех лет. Показатель, рекомендованный Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - 96%);

-сохранен высокий процент комфортности проживания детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.

по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних граждан:

- систематизирована работа по контролю за исполнением разрешений на совершение сделок с имуществом, принадлежащим несовершеннолетним.

Основные задачи на 2018 год:

1. Совместно с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних активизировать работу по восстановлению в родительских правах родителей, лишенных родительских прав.

2. Продолжить работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, акцентировав внимание на усыновление, как приоритетную и постоянную форму устройства ребенка.

3. Продолжить работу со СМИ в целях повышения информированности граждан о направлениях деятельности управления опеки и попечительства, новеллах в законодательстве, о правах детей, а также обязанностях и ответственности законных представителей.

4. Организовать работу с НКО по подготовке граждан, желающих принять в свою семью недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан.

     

Начальник управления опеки и попечительства  Л.В. Стулей